Китайские записки любителя вина

В сентябре этого года ваш покорный слуга по воле личных обстоятельств три недели провел в Поднебесной. Приватность сей поездки в том числе обуславливала необходимость самостоятельного добывания пищи, которая, как известно, без вина ущербна по определению. Посему, у меня накопилось небольшое количество винных заметок, которыми хочу поделиться.

Тема качественных китайских вин для российского потребителя является сплошным белым пятном, т.к. на наш рынок из Китая поступают только сладкие плодово-ягодные «компотики». А между тем качественные вина в Китае есть. Первые винодельческие хозяйства нового типа стали появляться в Китае во времена экономических реформ Дэн Сяопина в конце 70х — начале 80-х. Помимо местных производителей здесь начали организовывать совместные производства и некоторые европейские гранды, например, Ротшильды и Дюбрей-Куантро. С тех пор в винодельческой области производства, впрочем как и в практически любых других производственных областях Китая, наблюдается поступательное развитие, которое активно поддерживается государством — пропагандой вина среди молодежи как полезного, в отличии от водки ханшин и маотай, продукта, борьбой с виноторговым пиратством и т.п. Кроме того, китайские частные компании при активной поддержке правительства и, собственно, государственные агропромышленные компании (например, COFCO) планомерно приобретают винодельческие хозяйства в Европе и Новом Свете. Большая часть продукции таких хозяйств после покупки в дальнейшем направляется целевым назначением в Китай, т.к. спрос на внутреннем рынке постоянно растет. Сегодня выпускаются местные и переводные европейские журналы о винах, проводятся ежегодные профильные выставки (Wine China, Wine Expo, Interwine и проч.) По статистике внутренний рынок потребления вина ежегодно расширяется на 15-20%. Сегодня китайцы выпивают ежегодно более 2 миллиардов бутылок вина (стоимость винного рынка более 16 млрд. долларов US). Конечно, если пересчитать на душу населения, то это около литра вина на человека в год, что в десятки раз меньше, чем, например, во Франции, но по оценкам аналитиков внутренний рынок еще очень далек от насыщения.

Территорию Китая можно условно разделить на две части — северную, где преобладает континентальный климат и юго-восточную, субтропическую. Основной «пояс» производства – это северо-западный район Синьцзян, расположенный на широте французского Лангедок-Руссильона. Восточнее находится уже серьезно обжитый виноделами район Нинься с относительно сухим климатом. И далее, на юго-восток, районы Шаньси и Хэбей — они являются основными районами производства. Чуть южнее лежит провинция Шаньдун, которая находится на одной широте с Сицилией, но имеет не такой благоприятный климат, как итальянский остров, в связи с частой дождливой погодой летом. В основном во всех этих регионах культивируются международные сорта винограда – шардоне, рислинг, каберне совиньон, мерло и проч.

china_map

Два крупнейших производителя Китая – GreatWall (http://www.greatwallwine.com.cn/), принадлежащая государственной продовольственной корпорации COFCO и Dynasty (http://www.dynasty-wines.com/), частная китайско-французская компания. Другие крупные компании — Changyu, Dragon Seal, Niya, Dragons Hill и ShangriLa. Продукция всех этих компаний представлена как в специализированных бутиках, так и в обычных продуктовых гипермаркетах. Покупая вина этих производителей, можно быть уверенным в минимальном качестве продукта. Но дальнейший выбор весьма затруднен, так как у китайских производителей вин отсутствует какая бы то ни была система классификации вин. Поэтому производители пишут на этикетках всё, что им заблагорассудится, бессистемно выпуская избыточно широкий ассортимент в рамках одной торговой марки. Например, GreatWall часть вин маркирует в коньячно-звездочной классификации — три, четыре, пять, семь звездочек на этикетке. Даже сами китайцы не могут разобраться в этом условном разнообразии. Про лаоваев (иностранцев), которые не могут ни слова понять на этикетке, кроме сорта винограда, который часто пишут латиницей, вообще говорить не приходится:

P9070193_1

Ориентироваться на упаковку тоже не стоит – китайцы любят покупать вино в подарок и вообще очень внимательно относятся к внешнему виду подобных товаров. В итоге часто премиальная упаковка совсем не соответствует качеству напитка внутри. Вот, например, как выглядит полка с винами в обычном гипермаркете:

20140909_173642
Это не премиальные марки коньяков или виски!

Таким образом, если под руками нет заранее подготовленной информации из профессиональных источников, то остается ориентироваться на ценник. И тут наступает очередное удивление и разочарование – китайские вина весьма недешевы. Китайское вино в Китае в 2-3 раза дороже, чем аналогичное по качеству европейское вино в Европе. Ориентировочная стоимость вина с минимальным качеством – около 50 юаней (~400 рублей), но лучше ориентироваться на диапазон 70-150 юаней (~500-1200 рублей). Приличные вина обычно начинаются от 300 юаней (~2000 рублей), а местные премиальные стартуют с 700 юаней (~5000 рублей).

P9151314
Пример премиальных вин — Dynasty Merlot OAK730 2003-го года из провинции Нинься
Стоимость около 7000 рублей

Винный туризм в Китае практически отсутствует. Мне удалось побывать на предприятии Dynasty, где этой теме стараются уделять внимание (видимо, с подачи французских партнеров), но организация этого направления находится пока в зачаточном состоянии. Само предприятие основано в 1980 году и является одним из первых китайских предприятий с иностранным капиталом. На сегодняшний день Dynasty — одна из наиболее крупных винодельческих компаний Азии. Компания владеет пятью заводами по производству алкогольных напитков, включая бренди, и занимает почти половину китайского алкогольного рынка. Dynasty производит более 80 наименований продукции. Главный продукт компании – серии вин «Dynasty» и «Chateau Dynasty». Продукция Dynasty Winery экспортируется более чем в 20 стран мира. Головное предприятие и само шато расположены в пригороде города Тяньзиня. Между Пекином и Тяньзинем курсируют скоростные поезда, которые преодолевают расстояние между этими городами в 120 км за 30 минут. Прямо с тяньцзиньского ЖД вокзала метро (линия 3, станция Fengchanhe) привезет вас к Chateau Dynasty – крупнейшему в Китае шато, построенному во французском стиле. К сожалению, с прошлого года возможны только групповые посещения по записи (горячая линия Dynasty Winery: 022-26995599), но, например, ваш покорный слуга через местного менеджера центрального офиса, немного владеющего английским языком, напросился на индивидуальное посещение. Т.ч. всё возможно при желании.

P9151352
Центральный офис предприятия

P9151308
План головного предприятия в г.Тяньцзинь

P9151311
На всех линиях установлено новейшее итальянское оборудование.

P9151320
Отгрузка готовой продукции.

P9151360
Chateau Dynasty. Крупнейшее шато в Китае (11 тыс. кв.м.), архитектурные мотивы которого напоминают о Версале и классических немецких замках

P9151323
Пирамида перед главным входом позаимствована у Лувра

P9151312
Подвалы шато

P9151327
Роскошные интерьеры

P9151332
Музей мирового виноделия

P9151334
Кроме музея в шато предусмотрены помещения для конференций и банкетов на 400 человек, 22 гостевые комнаты, СПА

P9151339
Борис Николаевич Ельцин любил не только русскую водку, но и китайское вино.

P9151338
Герб компании напоминает нам о сотрудничестве с Реми Мартен

Официальная статья для журнала LittleOne: http://www.littleone.ru/foodies/166

Китайские записки любителя вина: 17 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *